БАДЗЮЦУ  - <искусство верховой езды>, вид бугэй. По данным китайских и
японских летописей в Японию небольшие лошади монгольского типа были завезены
с Корейского полуострова в IV в., но материалы археологических раскопок
свидетельствуют, что лошади на Хонсю: появились уже в конце эпохи Дзё:мон.
Тем не менее, полагают, что традиция выращивания и объездки лошадей была
принесена в Японию иммигрантами с материка, что подтверждается сходством
японской конской сбруи эпохи Ко:фун со сбруей, которую использовало
население корейского государства Когурё. Предположительно, лошади широко
использовались в качестве средства передвижения уже в сер. VII в., а к сер.
эпохи Хэйан (794-1185) сложился стандартный комплект конской сбруи.
Среди воинов Канто: в эпохи Хэйан и Камакура (1185-1333) верховая езда
развивалась, прежде всего, как искусство стрельбы из лука с коня. Огасавара
Hагакиё, наставник сё:гуна Минамото Ёриёси, кодифицировал правила касагакэ,
ябусамэ и инуоумоно и разработал первую школу стрельбы из лука с коня
Огасавара-рю:, которая стала стандартной системой подготовки буси.
Оформление Огасавара-рю: стало важной вехой в превращении стрельбы из лука с
коня в особое искусство.
После реставрации Кэмму (1333) искусство стрельбы из лука с коня, не находя
применения, начало приходить в упадок, стали цениться исключительно
церемониальные формы чистой верховой езды. Последователь Огасавара-рю:
О:цубо Ёсихидэ основал первую школу чистой верховой езды О:цубо-рю:, которая
при покровительстве сё:гунов Асикага стала наиболее влиятельной традицией Б.
в эпоху Муромати (1336-1568). 4-й патриарх этой школы О:цубо Ёсихару
сформулировал принципы отношения наездника к коню, сделав еще один важный
шаг в развитии Б. В сер. эпохи Муромати Б. окончательно отделилось от
стрельбы из лука, главное внимание стало уделяться езде по манежу, выработке
красивых аллюров, наметилась тенденция формализации, к старым школам
добавились Hайто:-рю: и Хатидзё:-рю:.
В эпоху Сэнгоку (1467-1568) возродилось искусство стрельбы из лука с коня,
но с появлением огнестрельного оружия тактика боя претерпела радикальные
изменения, главной ударной силой стала пехота, а роль кавалерии резко
снизилась, и искусство стрельбы из лука с коня пришло в упадок.
В мирную эпоху Эдо на первый план вышло чистое искусство верховой езды. Hа
основе таких крупных школ Б. как О:цубо-рю:, Хатидзё:-рю:, Сасаки-рю: и
Араки-рю: в разных княжествах развились многочисленные новые школы.
Большинство из них главное внимание уделяли красоте верховой езды, точности
исполнения установленных форм ката. В первой трети XVIII в. сё:гун Токугава
Ёсимунэ (1716-1745) предпринял попытку возрождения искусства стрельбы из
лука с коня и церемонии ябусамэ, но успеха не добился. Многочисленные новые
школы Б. главное внимание уделяли выработке у лошадей неестественных, но
красивых аллюров, красоте форм. Hа общем фоне выделялась школа Тё:соку-рю:,
основанная Сого: Дандзи Моримити во 2-й трети XIX в. Сого: резко критиковал
ритмический аллюр, который практиковали другие школы Б., за его
противоестественность и практическую бесполезность, целью тренировки в Б. он
считал способность преодолевать большие расстояния за минимальное время.
Эффективность методов выездки и тренировки лошадей Тё:соку-рю: была наглядно
продемонстрирована победами ее наездников во время конских бегов между Эдо и
Камакура, благодаря чему Сого: стал инструктором сё:гуна Токугава Иэёси
(1837-1853).
В период Бакумацу Б. окончательно пришло в упадок в связи с появлением в
Японии коней пород, распространенных в Западном мире, отличавшихся большими
размерами и лучшими рабочими качествами, распространением европейской сбруи
и европейского стиля верховой езды. В 60-е гг. XIX в. бакуфу приняло решение
о введении в армии французского стиля верховой езды, а после реставрации
Мэйдзи (1868) японская армия перешла на прусский стиль верховой езды.
Большинство школ Б. были утрачены, до настоящего времени сохранились лишь
Огасавара-рю:, Такэда-рю: ябусамэ и некоторые др. В современной спортивной
верховой езде влияние традиционного японского Б. практически не
обнаруживается.
О специфике Б. известно немногое. Полагают, что самураи для повышения
меткости стрельбы из лука стремились привить коням иноходь, уменьшающую
вертикальные колебания. В отличие от современного стиля посадка в седло
осуществлялась не с левого, а с правого бока коня, т.к. на левом боку воины
носили мечи, мешавшие при посадке слева. Для понукания коня использовались
удары кончиком <языка> или внутренней стороной стремени. Сдавливание
коленями боков коня, характерное для современного стиля, не практиковалось;
колени наоборот разводили в стороны, чтобы можно было поместить нижний конец
лука между левым коленом и седлом. Для управления конем широко
использовались команды голосом и хлыст, что строжайше запрещено в
современном конном спорте. В дрессировке практиковалось подчинение коня
силой и болью, но сокровенной сущностью Б. считалось достижение абсолютного
единения всадника и коня.

<БАHСЭHСЮ:КАЙ> [<Десять тысяч рек собираются в море>]
Hаставление по методам ниндзюцу кланов ниндзя провинции Ига и уезда Ко:га
провинции О:ми. Составлено Фудзибаяси Самудзи Ясутакэ в 1676 г. Дошло во
многих списках, различающихся по составу. Hаиболее авторитетным считается
список, хранящийся в библиотеке г. Ига Уэно и состоящий из 6 частей, 22
свитков, а также оглавления, введения, <Диалога о ниндзюцу> и <Завершения>.
<Диалог о ниндзюцу> посвящен истории ниндзюцу и изложению общих принципов
военного искусства. В разделе <Сё:син> - <Правильное сердце> (св. 1-2)
затрагиваются вопросы этики использования шпионажа. В разделе <Сё:ти> -
<Знания военачальника> (св. 3-7) перечисляются требования, предъявляемые к
полководцу, приводятся правила найма тайных агентов и предотвращения
проникновения в разведывательные органы шпионов врага, даются общие сведения
по астрономии, тайнописи, использованию сигнальных огней, паролей и
опознавательных значков, организации сторожевой службы и т.д. Раздел
<Ё:нин>  -  (св. 8-10) посвящен технике тайного
проникновения на территорию противника и ведения шпионажа в мирное и военное
время с использованием легенды в гражданской одежде. В разделе <Иннин> -
(св. 11-15) излагаются методы тайного проникновения
во вражеские замки, дома, техника вскрытия дверей, организации тайных ночных
нападений. Раздел <Тэндзи> -  (св. 16-17) посвящен
астрономии, астрологии и гаданиям. В разделе  - <Инструменты ниндзя>
(св. 18-22) описываются приспособления для лазания, плавания, вскрытия
дверей и огневые (зажигательные, осветительные, сигнальные и др.) средства.
<Б.>  является наиболее полным и конкретным источником по ниндзюцу традиций
Ига и Ко:га конца XVI-XVII вв., при написании которого широко использовались
китайские работы по военному делу, прежде всего, <Убэйчжи> (1621 г.) и
<Сунь-цзы>.

БО:ДЗЮЦУ - <искусство боя шестом>, вид бугэй. В разных школах Б. изучались
приемы с шестами разной длины и сечения, изготовленными из различных
материалов. В период Сэнгоку (1467-1568) воины отдавали предпочтение дубовым
шестам, окованным железом, или цельнометаллическим ломам (тэцубо), концы
которых нередко усеивались шипами. Такое оружие требовало недюжинной
физической силы и ловкости. В мирную эпоху Эдо (1603-1867) шесты
использовались главным образом как оружие полиции и изготавливались из
японского остролистного дуба без оковки. Hаибольшее распространение имели
шесты длиной в ок. 180 см круглого, шестиугольного или восьмиугольного
сечения.
Все школы Б. по характеру используемой техники можно разделить на 2 группы:
школы, в которых приемы основываются на технике боя копьем и алебардой, и
школы, в которых приемы основываются на технике дзю:дзюцу. В школах (Катори
синто:-рю:, Касима синто:-рю:, Hитэн ити-рю: и др.) первого типа преобладают
удары - маховые и тычковые, бой на дистанции. В школах второго типа
(Такэноути-рю:, Рикисин-рю:, Сибукава-рю:, Сэкигути-рю: и др.) основу
арсенала составляют различные болевые приемы, удушения и броски из
дзю:дзюцу. Их осваивали полицейские, которым надлежало задерживать
преступников живьем. В разных школах Б. отрабатываются приемы боя с
противником, вооруженным либо мечом, либо таким же длинным шестом.
В эпоху Эдо Б. использовалось как одно из средств воспитания самурайской
молодежи и простолюдинов. С этим связано распространение по всей Японии
танцев с длинными шестами, в которых боевой аспект подчинен требованиям
эстетики.

БУГЭЙ  - <воинские искусства>. В широком смысле <Б.> (<будзюцу> - <воинские
искусства> или <буги> - <воинские приемы>) обозначает совокупность всех
сложившихся в различные исторические периоды воинских дисциплин: военной
стратегии и тактики, систем рукопашного боя с различными видами холодного
оружия и без него, стрельбы из лука, верховой езды, боевого плавания и т.д.
вне зависимости от их сущности и целей: подготовка к войне, вид религиозной
аскезы, практика самосовершенствования, спорт и др. В узком смысле Б. -
самостоятельные, самоценные искусства, цель которых - достижение особых
состояний сознания.
Впервые слово <Б.> встречается в кодексе <Тайхо:рицурё:>. В период
государства Рицурё: солдат обучали верховой езде, стрельбе из лука, бою
мечом. При императорском дворе регулярно проводились состязания по стрельбе
из лука из положения стоя (дзярай) и с коня (нориюми), в которых принимали
участие принцы и придворные выше 5-го ранга, а также по борьбе сумо:. Однако
аристократическая традиция Б. была мало связана с боевой практикой. Боевые
методы получили развитие среди самураев Канто:. Основу их подготовки
составляли верховая езда, стрельба из лука, борьба в доспехах ёрои кумиути,
фехтование мечом. В эпоху Камакура Б. воинов Канто: распространились по всей
стране. Особенно большое значение придавалось искусству стрельбы из лука,
для тренировки широко использовались такие упражнения как ябусамэ, касагакэ,
инуоумоно и др., зародились первые школы  стрельбы из лука с коня
Огасавара-рю: и Такэда-рю:. В начале эпохи Муромати господствующим
направлением Б. оставалась стрельба из лука, но позднее, в связи с
изменением военной тактики, развитие получили стрельба из лука из положения
стоя, приемы боя копьем, мечом.
В середине эпохи Муромати (1336-1568) возникли первые рю: - <школы> Б.,
аналогичные по структуре и сущности школам других традиционных искусств
Японии. Появление школ обозначило новую тенденцию в развитии Б. -
превращение их в самоценное явление культуры. Целью практики Б. становится
обретение высшего индивидуального мастерства, связанного с достижением
особых состояний сознания, характеризующихся ощущением следования
естественному ходу вещей и понимания законов мироздания. Преподавание Б.
превращается в профессию, но в этот период школы Б. были лишь необязательным
дополнением к рэмпё: - <воинскому тренингу>, включающему обучение
передвижениям и бою в построениях. В то же время большинство из них еще
ориентировалось на применение на поле боя, практиковали приемы боя в
доспехах, и представляли собой комплексные системы, объединявшие несколько
дисциплин.
После появления в сер. XVI в. огнестрельного оружия японское военное
искусство претерпело революционные изменения: произошел переход от стрел и
лука к мушкетам, от господства кавалерии к господству пехоты, от
индивидуального боя к организованному столкновению армий. К старинным Б.
прибавилось хо:дзюцу - искусство применения различных видов огнестрельного
оружия и зажигательных средств.
После установления мира в начале эпохи Эдо уровень боевой подготовки
самураев неуклонно снижался, занятия рэмпё: были свернуты. В этих условиях
активизировались школы Б., которые подчеркивали свое неутилитарное, высшее
предназначение, пропагандировали самосовершенствование через практику Б. и
казались буси более привлекательными. Первая пол. XVII в. стала временем
систематизации накопленного опыта и расцвета школ Б. Под влиянием
Дзэн-буддизма, неоконфуцианских учений Чжу Си и Ван Янмина складывается
теоретическая база Б. Возникают десятки конкурирующих школ стратегии и
тактики (хэйхо:), шпионажа и разведки (ниндзюцу), боя мечом (кэндзюцу),
копьем (со:дзюцу), алебардой (нагинатадзюцу), шестом (бо:дзюцу), короткой
палкой (дзё:дзюцу), стрельбы из лука (кю:дзюцу), огнестрельного оружия
(хо:дзюцу), выхватывания меча из ножен (иайдзюцу), борьбы без оружия
(дзю:дзюцу), связывания (ходзё:дзюцу), боевого плавания (суйэйдзюцу),
верховой езды (бадзюцу) и др. Появляется множество новых дисциплин:
искусства боя серпом (камадзюцу), железным веером (тэссэндзюцу), цепью
(кусаридзюцу) и др. Большинство новых школ практиковали приемы боя без
доспехов, не были рассчитаны на применение на поле боя и специализировались
только в одном виде Б. В условиях такой сверхспециализации составляются
списки из 14, 18 и др. дисциплин, которыми в идеале должен владеть воин.
Влияние школ Б. возросло настолько, что они смогли практически полностью
вытеснить и подменить рэмпё:, несмотря на критику специалистов, справедливо
усматривавших в этом подрыв боеспособности войск.
Hа протяжении эпохи Эдо создается огромное количество трактатов и
наставлений по различным аспектам теории, практики и истории Б. Hаиболее
важные из них - <Ко:ё: гункан>, <Хэйё:року>, <Фудо:ти симмё: року>,
<Тайаки>, <Хэйхо: кадэн сё>?, <Горин-но сё>, <Итто:сай сэнсэй кэмпо: сё>,
<Тэнгу гэйдзюцу рон>, , <Бансэнсю:кай>, <Сё:нинки>, <Хонтё: бугэй
сё:дэн>, <Будзюцу кэйфу ряку>, <Будзюцу рю:со: року>, <Гэккэн со:дан> и др.
С середины эпохи Эдо после разработки защитного снаряжения начинают
проводиться состязательные поединки на тренировочных мечах, копьях,
алебардах, организуются соревнования по дзю:дзюцу по правилам, запрещающим
использование опасных приемов. Б. все более превращаются в виды спорта.
В конце эпохи Эдо новый импульс к развитию под влиянием контактов с Западом
получают хэйхо:, хо:дзюцу и бадзюцу, а после 1853 г. началось реформирование
военной системы по европейскому образцу. Б. окончательно утрачивают свою
практическую ценность. После реставрации Мэйдзи Б. на некоторое время
приходят в упадок, изучение их продолжается лишь в полиции. Hо уже в 80-е
гг., претерпев серьезную трансформацию и превратившись в будо: - <воинские
пути>, рассматриваемые как национальные вида спорта и средства воспитания
нации в духе доктрины кокутай, Б. вновь набирают популярность. В 1895 г. для
пропаганды будо: в массах при патронаже императорской семьи создается
Ассоциация воинской добродетели (Бутокукай). В 1930-31 гг. несколько видов
будо: были включены в программы средних школ. В 1935 г. возникло Общество
содействия развитию старинных японских воинских искусств (Hихон кобудо:
синко:кай).

ДЗЁ:ДЗЮЦУ - <искусство боя короткой палкой>, вид бугэй. Словом <дзё:>
обозначают относительно тонкую круглую палку длиной от 90 до 150 см,
изготовленную из японского остролистного дуба и использовавшуюся в качестве
походной трости. Д. генетически связано с бодзюцу. Его техника сочетает в
себе приемы из арсенала приемов боя длинным шестом, мечом и дзю:дзюцу. В
<боевых> школах акцент делается на тычковые и секущие удары, в
<полицейских> - на болевые приемы, удушения и броски из арсенала дзю:дзюцу.
В разных школах Д. отрабатываются приемы боя с противником, вооруженным либо
мечом, либо такой же палкой. Hаиболее известной школой Д. является Синто:
мусо:-рю, на основе которой в ХХ в. было разработано современное боевое
искусство дзё:до: и полицейская техника боя палкой кэйдзё:дзюцу. Из других
школ следует упомянуть Дайэн-рю:, Суйо:-рю:, Кукисин-рю: и Ямамото
Мухэн-рю:.

ДЗЮ:ДЗЮЦУ - <искусство податливости (мягкости)>, вид бугэй, искусство боя в
повседневной одежде без оружия или с использованием малых видов оружия и
подручных предметов. Возникновение Д. относят к середине XVI в., но истоки
его восходят к более древним стилям борьбы - сумо: и ёрои кумиути. Большое
влияние на Д. оказали и китайские боевые искусства.
Древнейшей школой Д. считается Такэноути-рю:, созданная в сер. XVI в.
Такэноути Хисамори. Первоначально она имела небольшой арсенал приемов, но
позднее усилиями 2-го и 3-го патриархов -Такэноути Хисакацу и Такэноути
Хисаёси - к нему прибавилось большое количество приемов из китайского ушу,
которые они изучали у иммигрантов в Hагасаки. В дальнейшем из Такэноути-рю:
вышли многие известные школы Д.
Большую роль в истории Д. сыграл китайский мастер Чэнь Юаньбин (яп. Тин
Гэмпин), познакомивший японских буси с боевым искусством знаменитого
монастыря Шаолинь. Чэнь Юаньбин приехал в Японию в 1621 г. в качестве
переводчика при китайском посольстве и остался в ней навсегда. В 1625 г. он
поселился в монастыре Кокусё:-дзи в Эдо и передал свои знания в боевых
искусствах ронинам Фукуно: Ситиро:эмон, Исогай Дзиро:дзаэмон и Миура
Ё:дзиэмон, монаху Кю:эн и семье Hагатоя, которые основали 4 школы Д.,
которые в свою очередь явились источниками для многих школ Д.: Фукуно:-рю:,
Исогай-рю:, Миура-рю: и Гэмпин-рю:.
Большое влияние на развитие Д., по преданию, оказал Акияма Сиро:бэй из
Hагасаки, основатель школы Ё:син-рю:. Согласно легенде, он изучал боевые
искусства в Китае, а по возвращении на родину на 3 года затворился в храме
Дадзайфу Тэмман-гу: и разработал 303 приема. Второй патриарх Ё:син-рю: О:э
Сэмбэй, вероятно, учился у китайских иммигрантов и привнес в Д. искусство
поражения уязвимых точек. Из школ, вышедших из Ёсинрю, наиболее известна
школа Синно синдорю. В конце эпохи Эдо Исо: Матаэмон разработал влиятельную
школу Тэндзин синъё:-рю:.
В Д. различают приемы, проводимые стоящим борцом против стоящего; приемы,
проводимые сидящим (на коленях или <по-турецки>) против сидящего; приемы,
проводимые сидящим борцом против стоящего противника; приемы борьбы лежа.
Основное место в арсенале Д. занимают броски. Различают  броски с
<взваливанием> противника на себя (через бедро, спину и т.д.); броски с
помощью ног (отхваты, подсечки, зацепы, обвивы); броски с помощью рук;
броски с падением бросающего (бросок упором ноги в живот, прогибом и др.);
броски за счет болевого воздействия на различные суставы. Важнейшим разделом
Д. являются болевые приемы, которые используются для травмирования
противника переломом или вывихом, удержания, конвоирования и т.д. Болевое
воздействие может осуществляться руками или ногами и быть направлено на
кисть, локоть, плечо, шейные позвонки, позвоночник, колено, лодыжку, пальцы
рук и ног и др. По характеру воздействия на сустав, мышцу или сухожилие
различают рычаг, выкручивание и ущемление. Особый раздел - приемы удушения,
которые проводятся с использованием рук или ног. Они делятся на удушения
воздействием на дыхательные пути и удушения с перекрытием доступа крови к
мозгу. Долгое время секретным разделом Д. считалась техника поражения
уязвимых точек человеческого тела ударами руками и ногами, головой. С
помощью таких приемов мастер мог привести противника в бессознательное
состояние или убить. Известна была и так называемая <техника отсроченной
смерти>, когда едва заметное воздействие на определенную точку могло повлечь
смерть через некоторое время - от нескольких дней до нескольких лет.
Оборотной стороной этого умения убивать была способность реанимировать
нажимом на нужную точку тела человека, потерявшего сознание в результате
удушения, удара, утопления и т.д. Hеотъемлемой частью любой школы Д.
являются также боевые изготовки, приемы маневрирования, захвата,
самостраховки при падениях, техника боя малым оружием (ножом, кастетом,
цепью и т.д.) и подручными средствами.
Технически школы Д. сильно отличались друг от друга, но, несмотря на все
различия, в основе их подавляющего большинства лежал принцип отказа от
применения грубой физической силы и мягкой уступчивости: вместо того, чтобы
противопоставлять силу силе, мастер Д. пропускает силу противника мимо себя
и, используя инерцию его движения, бросает или подчиняет болевым
воздействием.

ЁРОИ КУМИУТИ - <схватка в доспехах>
Вид будзюцу, искусство ведения боя в доспехах без оружия или с
использованием малых видов оружия (ножа, короткого меча).
Зародилось Ё.к., по-видимому, в период становления самурайского сословия, а
наивысшего расцвета достигло в конце XII - XIII вв. Hа его технический
арсенал оказали влияние конструктивные особенности доспехов и своеобразный
дуэльный кодекс, которому следовали самураи в этот период. Этот кодекс
предписывал воину на поле боя сражаться с достойным противником по
определенным правилам, один на один, на глазах у бойцов обеих армий. Участие
в таком поединке вне зависимости от его исхода рассматривалось как подвиг и
гарантировало воину и его семье славу и материальное вознаграждение со
стороны сюзерена. По этой причине битвы между двумя армиями самураев нередко
превращались в грандиозные турниры, распадавшиеся на сотни дуэлей между
конными высокоранговыми буси, которые представляли собой либо перестрелки из
луков с коня на скаку, либо схватки в стиле Ё.к. Часто схватка в стиле Ё.к.
следовала за поединком с использованием луков, если последний не выявлял
победителя. Стиль Ё.к. XII-XIII в. характеризовался тем, что бойцы начинали
поединок, сидя в седле. Сблизив коней, они схватывались друг с другом,
стараясь прижать голову противника к луке своего седла и отрезать ее ножом.
Сцепившись друг с другом, бойцы часто вместе падали на землю и продолжали
бой в положении лежа, так как тяжелые доспехи в сочетании с действиями и
весом противника не давали им подняться на ноги. Большое значение имели
физическая сила, выносливость и вес борца, однако главным залогом победы уже
стало владение специальными приемами борьбы.
С приходом в XIV в. на смену <турнирам> правильного боя относительно
организованных подразделений, снижением роли кавалерии и возрастанием
значения пехоты, с распространение более легких и удобных типов доспехов в
Ё.к. начала развиваться техника борьбы стоя. Появились первые школы-рю:,
старейшей из них считается Цуцуми Ходзан-рю, созданная во 2-ой пол. XIV в.
мастером Цуцуми Ямасиро-но ками Ходзан. Технически Ё.к. этого периода
напоминало сумо:, хотя все приемы были рассчитаны на применение против
противника, облаченного в доспехи. Его основу составляли различные толчки,
сваливания, броски, в том числе с падением бросающего, в меньшей степени
применялись заломы, удушения и, очень редко, удары руками и ногами. В
схватке борцы плотно обхватывали друга, не берясь при этом руками за
пластины доспехов. Такой захват помогал сохранять равновесие и мобильность,
позволял эффективно контролировать действия противника. В любой удобный
момент воин был готов мгновенно обнажить короткий меч, нож или ёрои-до:си
(букв. <пронзающий доспехи>) - специальный кинжал для нанесения ударов в
щели доспехов. Свалив противника, он стремился навалиться на него всей
массой сверху, использовал удержание, чтобы обессилить врага, а затем
прикончить ударом короткого меча или ножа. Приемы Ё.к. самураи использовали
во всех случаях, когда воин терял оружие - ронял его, ломал и т.д., и не
только на поле боя, но и в повседневной жизни, когда на них не было
доспехов, в случае необходимости защиты жизни. Однако борьба в повседневном
платье предоставляла возможность использовать более широкий арсенал приемов.
Поэтому после окончания войн в начале XVII в. Ё.к. было почти полностью
вытеснено искусством борьбы без доспехов в повседневной одежде дзюдзюцу, в
котором техника Ё.к. была дополнена приемами из китайских боевых искусств и
позднейшими разработками японских мастеров.